среда, 28 октября 2015 г.

крупеничка-зерновушка народная кукла-оберег на сытость и достаток.

привет, девчонки!
а я погрязла в новое дело, я делаю кукол... куклы старинные, мотанки... сегодня покажу моих крупеничек-зерновушек...

Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.  поэтому зерновушка была большая, "локтевая", то есть размером от кончиков пальцев до локтя...

Можно также наполнять Зерновушку пшеницей, горохом, пшеном – на ваше усмотрение. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме, и вряд ли зерна из нее пригодятся для посева или приготовления пищи (хотя как знать, вспомните совсем еще недавний кризис с гречкой), поэтому для подарка можно наполнить мешочек разными крупами, будет своего рода символ изобилия.

Чтобы сделать куклу Крупеничку своими руками, сначала шьем мешочек для крупы. Берется прямоугольник белой хлопковой или льняной ткани, складывается пополам и прошивается по длинной стороне.кукла эта "ладонная" то есть размером с ладонь... вот и мешочек я вырезала размером с ладонь. сшила, на дне уголки зашила внутрь, чтоб устойчивее была, насыпала крупу и верх собрала на нитку и затянула.набивать надо не очень туго, чтоб потом голову "перевязать"-отметить... на груди крест обереговый из красных ниточек.
на дно мешка положила монетку пятачок, чтоб денежки водились на еду..



а дальше самое приятное - наряжаем нашу зернушечку...

платье, сверху "зипун"  , ручки скатки,  а потом фартучек.


в руку ключик даем, она же хозяюшка и ответственная за амбары с зерном.


плетешок яркий, веселый...как его плести я уже рассказывала тут


 все тряпочки новенькие, льняные, хлопковые...

а вообще-то в стародавние времена кукол делали из старых тряпочек.они хранят энергетику и тепло семьи, это тоже защитный оберег....
и вторую крупеничку я сделала из стародавних тряпочек,  размер меньше ладони....  мешок сшила из домотканого полотенчика, мне его когда-то бабушка моя дала,  сказала, чтоб муж руки тёр, оно хорошее,  а мне жалко его было, так и лежало... оно серое, грубоватое, плотное... и вот отрезала кончик полотенчика, сшила мешочек для туловища крупенички.


желтые рукавчики и платье тоже из бабулиных кофт и платьев, платок -лоскуток валялся сто лет, как раз на платочек хватило...
белый повойник ситцевый под платочком обязателен, он закрывает лоб, тоже оберегает от плохого....


тоже с ключиком, все связано красной ниточкой, оберегает от злых и недобрых сил ...
все завязывается особым образом,  три оборота, два узелка....   три притопа, два прихлопа... 
в этой крупеничке сшит только мешочек для крупы, все остальное примотано... вот потому и мотанки называются...




фортучек украсила пуговкой, яркой и солнечной...


милые , добрые, ростом с ладонь и меньше....


3 комментария:

  1. Какие хорошенькие,прелесть просто!!!И главное оберегают и помогают:)

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, мне так идея с ключиком понравилась. :) И вообще, они очень-очень милые :))

    ОтветитьУдалить
  3. Зерновушек люблю.. Они такие домашние. Но делать их зареклась, так как сразу мыши на дом нападают и пытаются сожрать содержимое зерновушек.

    ОтветитьУдалить

спасибо, что заглянули в мой блог, очень рада вашим комментариям, люблю пообщаться!!!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...